Для повного перегляду - скачайте файл-архів!
ПРЕДИСЛОВИЕ
Овладение нормами письменной речи, формирование и совершенствова-ние орфографической грамотности – важнейшая задача филологического образования. Выработка навыков и умений правильного письма – основная цель обучения орфографии. Она предполагает сознательное усвоение и при-менение на практике орфографических правил.
Условием успешной работы по орфографии является использование раз-личных приемов и тренировочных упражнений, имеющих целью автомати-зацию навыков грамотного письма. Ее реализации способствует данное по-собие, разработанное коллективом авторов кафедры русского языка БГУ.
Пособие предназначено для организации работы студентов-филологов на практических занятиях по русскому языку. «Практикум по орфографии» по-зволяет параллельно с изучением вузовского курса фонетики, орфоэпии, лексикологии (на первом курсе), морфологии современного русского литера-турного языка (на втором курсе) проводить тренировочные и повторитель-ные занятия по русской орфографии, что имеет положительные стороны, по-скольку лишь осознанные теоретические знания могут способствовать ус-пешному закреплению орфографических навыков студентов.
Порядок упражнений ориентирован на последовательное формирование правописного навыка (узнавание – выбор написания – выполнение алгорит-мов – словарные и текстовые диктанты) и подчиняется принципу постепен-ного усложнения материала.
Практикум, кроме традиционных заданий: «Перепишите, вставляя про-пущенные буквы», «Объясните правописание слов», предлагает разнообраз-ные формы работы по орфографии: орфографический разбор; различные ви-ды диктантов: объяснительный, комментированное письмо, комбинирован-ный, предупредительный, письмо по памяти; подбор материала по опреде-ленной теме; поисковые ситуации; составление алгоритма рассуждения при решении орфографической задачи и т. д. Они охватывают все принципы со-временной русской орфографии (морфологический, традиционный, диффе-ренцирующий, фонетический) и соответствуют определенным этапам усвое-ния языкового материала.
Углубленному повторению орфографических правил, оптимизации и ал-горитмизации процесса закрепления правописного навыка способствуют приведенные в минимизированном виде таблички, алгоритмы, образцы рас-суждений как наиболее пригодные способы упаковки информации. Исполь-зование упражнений с элементами программирования в сочетании с тради-ционной подачей материала позволяет уплотнить занятие, разнообразить ис-пользуемые приемы обучения грамотному письму.
Пособие содержит богатый иллюстративный материал для контрольных и тренировочных упражнений и для проверки пройденного по всем разделам русской орфографии: правописание корней, приставок, правописание суф-фиксов и окончаний в различных частях речи, правописание отдельных час-тей речи, употребление правописных букв и т. д. Предлагаемые упражнения различны по объему и содержат не только набор слов, словосочетаний и от-дельных предложений, но и связные тексты.
Особое внимание в сборнике уделяется упражнениям творческого харак-тера (придумывание слов, словосочетаний, предложений, текстов с нужными орфограммами с последующей их записью), направленным на развитие речи (такие формы работы положительно сказываются на подготовке будущего учителя) и упражнениям на повторение теоретического материала и итого-вую систематизацию, позволяющим проверить знание орфографических за-кономерностей, определить степень владения орфографией родного языка и обнаружить пробелы в навыках правописания, выявить эффективность про-веденной орфографической работы.
Предлагаемая в пособии система упражнений, по мнению авторов, может способствовать успешному решению нескольких задач: во-первых, овладе-нию студентами орфографическими нормами, совершенствованию их гра-мотности, выработке такого ее уровня, который обеспечил бы им свободу письменного общения; во-вторых, более глубокому и полному усвоению студентами раздела «Орфография»; в-третьих, усвоению курса современного русского литературного языка (орфографический разбор – один из видов лингвистического анализа, координирующий с другими видами разборов), что позволит сформировать правописные умения и навыки студентов-филологов и обеспечить развитие каждого из них как языковой личности с хорошим уровнем грамотности.
|